На главнуюНаписать письмоКарта сайта

Международные стандарты

Стандарты принятые боильшинством стран мира и предназначенные для разработки документов междунродного уровня (стандарт ИСО).

Пользователь
Пароль
Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Наши партнеры



ISO DIS 9241-11 Эргономические требования к офисной работе визуальными терминалами (VDTs) - Часть 11


Предисловие

ISO (Международная Организация Стандартизации) - всемирная федерация объединяющая национальные организации. Работа по подготовке международных Стандартов обычно выполняется Техническими комитетами ISO. Все члены национальных комитетов, заинтересованные в предмете, рассматриваемом созданным комитетом, имеют право участвовать в этом комитете. Международные организации, связанные с ISO, как правительственные, так и неправительственные, также принимают участие в работе. По всем вопросам стандартизации, касающейся электротехники, ISO тесно сотрудничает с Международной Электротехнической Комиссией.
Проект Международного Стандарта, принятый техническими комитетами, распространяется среди членов комитетов для согласования. Для его публикации в качестве международного стандарта требуется одобрение, по крайней мере, 75% членов комитетов имеющих право голоса.

Международный Стандарт ISO 9241-11 был подготовлен Техническим Комитетом ISO/TC159 по Эргономике, Подкомитетом SC4 по эргономике человеко-компьютерного взаимодействия.

ISO 9241 состоит из следующих частей, под общим названием Эргономические требования к офисной работе с визуальными дисплейными терминалами (VDTs):

  • Часть 1: Общее введение
  • Часть 2: Руководство по требованиям к задаче
  • Часть 3: Требования к визуальным дисплеям
  • Часть 4: Требования к раскладке клавиатуры
  • Часть 5: Требования к расположению автоматизированного рабочего места и требования к рабочей позе
  • Часть 6: Требования к среде
  • Часть 7: Требования к дисплеям
  • Часть 8: Требования к отображаемым цветам
  • Часть 9: Требования к не-клавиатурным устройствам ввода
  • Часть 10: Принципы диалога
  • Часть 11: Руководство по юзабилити
  • Часть 12: Представление информации
  • Часть 13: Руководство пользователя
  • Часть 14: Диалоги Меню
  • Часть 15: Диалоги управления
  • Часть 16: Диалоги непосредственного воздействия
  • Часть 17: Диалоги заполнения форм

Введение

Цель проектирования и оценки юзабилити состоит в том, чтобы позволить пользователям достичь целей и удовлетворить свои потребности в определенном контексте использования. Эта часть ISO 9241 демонстрирует преимущества измерения юзабилити в терминах производительности и удовлетворенности пользователя. Они измеряются степенью достижения поставленной цели, ресурсами, которые пришлось израсходовать для достижения поставленных целей и степенью, в которой пользователь находит использование продукта приемлемым.

 

В этой части подчеркивается, что юзабилити зависит от контекста использования и что достигнутый уровень юзабилити будет зависеть от определенных обстоятельств, в которых продукт используется. Контекст использования состоит из пользователей, задач, оборудования (аппаратных средств, программного обеспечения и материалов), а также физической и социальной среды, которые могут влиять на юзабилити продукта в рабочей системе. Измерения производительности и удовлетворенности пользователя дают оценку качества рабочей системы в использовании (quality of the work system in use), и, когда рассматривается именно продукт (а не вся система), эти измерения предоставляют информацию о юзабилити продукта в определенном контексте использования, которым является остальная часть рабочей системы. Эффекты от изменений других компонентов рабочей системы, например, уровня обучения пользователя, или улучшения освещения, могут также быть измерены производительностью и удовлетворенностью пользователя.

Термин юзабилити иногда используется для ссылки на свойства продукта, которые делают его использование более легким (см. Приложение D). Требования и рекомендации, касающиеся свойств аппаратных средств, программного обеспечения и окружающей среды, влияющие на юзабилити, а также эргономические принципы, лежащие в их основе, представлены в других частях ISO 9241. Эта часть ISO 9241 объясняет, как может быть оценен конечный уровень юзабилити продукта, используемого в определенном контексте, путем измерения производительности и удовлетворенности пользователя .

1 Описание

Эта часть ISO 9241 определяет термин юзабилити (usability) и объясняет, какую информацию необходимо принять во внимание при задании или оценке юзабилити с позиции измерения производительности и удовлетворенности пользователя. Руководство дает представление о том, как явным образом описать контекст использования продукта (аппаратные средства, программное обеспечение или обслуживание) и требуемые измерения юзабилити.

Руководство этой части ISO 9241 может использоваться в получении, проектировании, разработке, оценке, и обмене информацией по юзабилити. Оно включает в себя объяснение того, как юзабилити продукта может быть определено и оценено как часть системы качества, соответствующей ISO 9001. Это применимо и к изделиям, предназначенным для широкого применения и изделиям, приобретаемым или разрабатываемым в пределах определенной организации.

Эта часть также объясняет, как измерение производительности и удовлетворенности пользователя может быть использовано для оценки того, как отдельные компоненты рабочей системы воздействуют на качество в использовании всей рабочей системы.

Руководство включает процедуры для измерения юзабилити, но не детализирует все действия, которые должны быть предприняты. Подробное описание человекоцентированных (user-based) методов измерения не входит в эту часть ISO 9241, но дополнительная информация по ним может быть найдена в Приложении B и в библиографии в Приложении E. Некоторые другие части ISO 9241 содержат определенные методы тестирования производительности пользователя.

Эта часть ISO 9241 применима к офисной работе с визуальными терминалами, а также к другим ситуациям, где пользователь взаимодействует с изделием для достижения целей. Части ISO 9241 с 14 по 17 дают рекомендации применимые в определенных контекстах использования. Руководство данной части может использоваться в комплексе с частями c 14 до 17 ISO 9241, для того чтобы определить применимость индивидуальных рекомендаций.

2 Нормативные ссылки

Следующие стандарты содержат принципы, которые, через ссылки в этом тексте, определяют принципы данной части ISO 9241. Ко времени публикации, указанные версии имели силу. Все стандарты рано или поздно пересматриваются, и все, кто принимает решения на основе этой части ISO 9241, призываются к использованию самых новых версий стандартов указанных ниже. Члены IEC и ISO ведут список Международных Стандартов имеющих силу в настоящее время.

ISO 9241: Эргономические требования к офисной работе с визуальными терминалами (VDTs):

Часть 14: Диалоги меню
Часть 15: Диалоги управления
Часть 16: Диалоги непосредственного воздействия
Часть 17: Диалоги заполнения форм

3 Определения

Для целей этой части ISO 9241, используются следующие определения:

3.1 юзабилити (usability ): степень, в которой продукт может быть использован определенными пользователями для достижения поставленных целей эффективно, экономично и с удовольствием в заданном контексте использования.

3.2 качество рабочей системы в использовании (quality of work system in use): степень, в которой указанные цели могут быть достигнуты эффективно, экономично и с удовольствием в определенном контексте рабочей системы.

Примечание: различие между юзабилити и качеством рабочей системы в использовании – вопрос позиции, с которой рассматриваются эти показатели. Когда оценивается юзабилити, рассматривается улучшение продукта, а другие компоненты рабочей системы (пользователь, задача, оборудование, и среда) принимаются как есть. Когда оценивается качество рабочей системы в использовании, объектом изменения или улучшения может быть любой компонент.

3.3 эффективность (effectiveness): точность и полнота, с которой пользователи достигают поставленных целей.

3.4 экономичность (efficiency): отношение израсходованных ресурсов, к точности и полноте, с которой пользователи достигают поставленных целей.

3.5 удовлетворенность (satisfaction): комфорт и приемлемость использования.

3.6 Контекст использования (context of use): пользователи, цели, задачи, оборудование (аппаратные средства, программное обеспечение и материалы), а также физическая и социальная среда, в которых используется продукт.

3.7 Рабочая система (work system): система, состоящая из пользователей, оборудования, задач и физической и социальной среды, задачей которой является достижение определенных целей.

Примечание: контекст использования состоит из целей рабочей системы и тех компонент рабочей системы, которые принимаются как данность при задании или измерении юзабилити.

3.8 Пользователь (user): человек, взаимодействующий с продуктом.

3.9 Цель (goal): желаемый объект.

3.10 Задача (task): действия, предпринимаемые для достижения цели.

3.10 Продукт (product): часть оборудования (аппаратных средств, программного обеспечения и материалов) для которого должен быть задан или измерен уровень юзабилити.

4 Преимущества

Юзабилити является важным элементом в проектировании продукции, т.к. имеет отношение к степени, с которой пользователи будут иметь возможность эффективно, экономично и с удовольствием работать с продуктом.

Продукция, приемлемая к использования (usable products) может быть разработана путем реализации особенностей и свойств, для которых определено, что они помогают пользователям в данном контексте использования. Однако, только лишь этот процесс не может гарантировать, что продукт можно будет эффективно, экономично и с удовольствием использовать. Чтобы установить уровень юзабилити, необходимо оценить производительность и удовлетворенность пользователей, работающих с продуктом. Измерение юзабилити особенно важно ввиду сложности взаимодействий между пользователем и характеристиками задачи, а также другими элементами контекста использования, что может приводить к значительному отличию уровней юзабилити для одного и того же продукта при использовании в различных контекстах.

Рассмотрение юзабилити в качестве части системы качества при проектировании и разработке продукта, в соответствии с определением ISO 9001, подразумевает систематическое определение юзабилити требований, включая показатели юзабилити и поддающиеся проверке описания контекста использования. Эти требования являются целями проектирования, которые могут быть также основанием для проверки готового проекта.

Подход, принятый в этой части ISO 9241 имеет преимущества, включающие в себя:

  • дается структура, определяющая элементы юзабилити и компоненты контекста использования, которые должны быть приняты во внимание при задании, проектировании или измерении юзабилити продукта.
  • производительность и удовлетворенность пользователей дает непосредственный показатель того, является ли продукт годным к использованию в определенном контексте.
  • Измерение производительности и удовлетворенности пользователей обеспечивает основу для сравнения относительных показателей юзабилити у продуктов с разными техническими характеристиками, которые используются в одинаковом контексте. (Это принцип, на основе которого разработаны тесты производительности для ISO 9241 Части 3 и 4).
  • Юзабилити продукта может быть задано, документировано и протестировано как часть системы качества, соответствующей стандарту ISO 9001.

5 Задание и измерение юзабилити продукта

5.1 Структура описания юзабилити

5.1.1 Цель

Структура описывает компоненты юзабилити и отношения между ними.

5.1.2 Компоненты юзабилити

Для того чтобы определить или измерить юзабилити, необходимо разделить эффективность, экономичность и удовлетворенность, а также компоненты контекста использования на подкомпоненты, параметры которых которые поддаются измерению и проверке. Компоненты и отношения между ними показаны на рис. 1.

5.1.3 Необходимая информация

При задании или измерении юзабилити, необходима следующая информация:

  • описание компонентов контекста использования, включающее пользователей, оборудование, среду и задачи. Это может быть описание существующего контекста, или спецификация требуемого контекста. Конкретные разделы контекста и уровень требуемой детализации будут зависеть от масштаба рассматриваемых вопросов. Описание контекста должно быть достаточно детализировано для того, чтобы те аспекты контекста, которые могут оказать существенное влияние на юзабилити, могли бы быть воспроизведены при тестировании.
  • показатели юзабилити, состоящие из требуемых или фактических данных об эффективности, экономичности и удовлетворенности в заданном контексте.

5.2 Контекст использования

5.2.1 Описание пользователей

Должны быть описаны характерные особенности пользователей. Они могут включать знания, навыки, опыт, образование, тренировку, физические свойства, моторные и сенсорные способности. Может быть необходимо определение характеристик различных типов пользователей, например, с различным уровнем опыта или выполняющими различные роли.

5.2.2 Описание оборудования

Должны быть описаны характерные особенности оборудования. Описание аппаратных средств, программного обеспечения и материалов можно проводить с позиции набора продуктов, из которых один или более могут быть объектом для задания или измерения юзабилити, или с позиции набора свойств или характеристик производительности аппаратных средств, программного обеспечения и других материалов.

5.2.3 Описание среды

Должны быть описаны характерные особенности физической и социальной среды. Аспекты, которые могут быть описаны, включают свойства более глобальной технической среды (например, локальную сеть), физическую среду (например, рабочее место, мебель), атмосферную среду (например, температуру, влажность), а также социальную и культурную среду (например, методы работы, организационную структуру и отношения).

5.2.4 Описание целей

Должны быть описаны цели использования продукта. Цели могут быть разбиты на подцели, описывающие составные части общей цели и критерии, удовлетворяющие этой цели. Например, у менеджера работающего по телефону может быть цель "обслуживать заказы клиента ". Эта общая цель может быть разбита на подцели:

  • Сделать точные записи всех заказов сделанных клиентом
  • Быстро предоставлять информацию по запросу клиента о размещенных заказах

Уровень, на котором задается общая цель, зависит от рамок рассматриваемой рабочей системы, обеспечиваемых контекстом использования. В приведенном выше примере рассматриваемая рабочая система состоит из менеджера отвечающего на телефонные звонки.

При задании или измерении юзабилити конкретного продукта необходимо определить общую цель, подцели, характерный контекст использования, включающий задачи и вовлеченные ресурсы, а также определять относящиеся к поставленным целям показатели эффективности, экономичности и удовлетворенности.

5.2.5 Описание задач

Задачи, это действия, предпринятые для достижения цели. Характеристики задач, которые могут оказывать влияние на юзабилити, должны быть описаны как часть контекста использования, например частота и продолжительность работы.

Могут потребоваться детальные описания деятельности, действий и операций, если описание контекста планируется использовать в качестве основы проектирования или оценки особенностей взаимодействия с продуктом. Они могут включать описание распределения операций и этапов между человеческими и технологическими ресурсами. Задачи не должны описываться исключительно в терминах функций или особенностей изделия или системы. Любое описание действий и шагов, используемых при выполнении задачи должно быть связано с целями, которые планируется достичь.

Для целей оценки юзабилити, обычно выбирается набор ключевых задач представляющих основные стороны общей задачи.

Примечание – пользовательские задачи и подзадачи могут быть определены с помощью метода анализа задач (дополнительную информации, см. в библиографии в Приложении E).

5.2.6 Примеры

В приложении A даны примеры того, как составные элементы контекста использования могут быть описаны с позиции характеристик связанных с юзабилити.

5.3 Показатели юзабилити

5.3.1 Выбор показателей

Описание показателей юзабилити состоит из требуемых или фактических значений эффективности, экономичности и удовлетворенности в требуемом контексте. Обычно необходимо предоставлять по крайней мере один показатель для каждого из факторов – эффективности, экономичности и удовлетворенности. В связи с тем, что относительная важность компонентов юзабилити зависит от контекста использования и целей описания юзабилити, не существует общего правила для выбора того, как выбирать или комбинировать эти показатели.

Выбор показателей и уровня детализации каждого показателя, зависит от целей измерения этих компонент. Необходимо рассмотреть, как важность каждого показателя соотносится с целями. Например, в случае, если систему используют не часто, высокая важность может быть присвоена параметрам обучения и повторного обучения.

Если невозможно получить объективные показатели эффективности и экономичности, то эти параметры могут быть оценены на основании субъективного восприятия пользователей.

5.3.2 Эффективность

Показатель эффективности соотносит цели или подцели пользователя с точностью и полнотой с которой эти цели могут быть достигнуты.

Например, если поставленная цель - точно воспроизвести документ из двух страниц в указанном формате, то точность могла быть задана или измерена числом орфографических ошибок и числом отклонений от указанного формата, а полнота - числом слов воспроизведенного документа разделенным на число слов исходного документе.

5.3.3 Экономичность

Показатель экономичности соотносит уровень достигнутой эффективности с затраченными ресурсами. Такие ресурсы могут включать умственное или физическое усилие, время, материалы или финансовые затраты. Например, человеческая экономичность может быть измерена как эффективность, разделенная на человеческие усилия, экономичность времени, как эффективность, разделенная на время, а финансовая экономичность как эффективность, разделенная на стоимость.

Если предполагаемая цель состоит в том, чтобы напечатать копии отчета, то экономичность может быть задана или измерена как отношение числа годных к использованию копий напечатанного отчета, к ресурсам, затраченным на эту задачу – таких как время работы и использованные материалы.

5.3.4 Удовлетворенность

Показатель удовлетворенности описывает комфорт и приемлемость использования.

Удовлетворенность может быть задана и измерена по шкале оценивающей отношение, например показывающей количество положительных и отрицательных комментариев во время использования. Дополнительная информация может быть получена при более долгосрочных измерениях, например, показателя абсентеизма, сообщений о проблемах со здоровьем, или частоты, с которой пользователи хотят перевестись на другую работу.

Измерение удовлетворенности может оценивать как отношение к использованию продукта, так и восприятие пользователем таких показателей, как экономичность, полезность или легкость в изучении.

5.3.5 Дополнительные примеры

Дополнительные примеры показателей, которые могут использоваться для оценки юзабилити, включены в Приложения B и C.

5.4 Интерпретация измерений

Следует с особой осторожностью обобщать результаты любых измерений юзабилити для переноса в другой контекст, который может значительно отличаться типом пользователей, задачами или средой. Если измерение юзабилити проведены за короткий период времени, то могут быть не приняты во внимание редко случающиеся события, которые, тем не менее, могут иметь существенное влияние на юзабилити, например, нерегулярные ошибки системы.

Для продукции общего назначения часто необходимо задавать или измерять юзабилити в нескольких различных характерных контекстах, которые будут подмножеством возможных контекстов и задач, возможных для выполнения. Показатели юзабилити могут быть разными в разных контекстах.

6 Задание и оценка удобства юзабилити в процессе проектирования

6.1 Задание общих требований к продукту

Информация относительно характеристик пользователей, их целей, задач и среды, в которой задачи выполняются, очень важна и полезна при спецификации общих требований к продукту, до начала разработки конкретных юзабилити требований.

6.2 Задание юзабилити требований к продукту

 

До начала разработки системы, организация-заказчик может использовать информацию этой части ISO 9241 как структуру для определения юзабилити требований, которым должна соответствовать система и по которым может проводиться оценка и приемка готового продукта. Следует определить характерные контексты, в которых будет измеряться юзабилити, а также показатели эффективности, экономичности и удовлетворенности, а на их основе установить критерии принятия продукта (примеры даются в Приложении C).

6.3 Разработка продукта

Определение и структура юзабилити может быть использована командой разработчиков продукта для установления общего взаимопонимания идеи юзабилити, и может помочь разработчикам понять широту спектра вопросов связанных с юзабилити продукта.

Разработчик может использовать руководство из этой части ISO 9241, чтобы помочь задать юзабилити цели для продукта (см. Приложение C). На различных этапах разработки разработчик может измерять достигнутый и заданный уровень юзабилити. Эта информация позволит принимать объективные решения о необходимости изменений проекта для повышения уровня юзабилити, а также о компромиссах, которые могут быть достигнуты между юзабилити и другими требованиями.

6.4 Задание или оценка свойств продукта

Руководство, описывающее контекст использования может применяться для определения пользователей, задач и среды для того, чтобы можно было более точно судить о необходимости определенных свойств продукта.

6.5 Измерение юзабилити

Эта часть ISO 9241 предоставляет информацию, помогающую в измерении юзабилити. Например, описание характеристик пользователей может помочь в выборе пользователей для оценки продукта. Определение целей пользователя может помочь с выбором соответствующих задач для юзабилити тестов и исследований. Необходимо описать характеристики среды, в которой планируется использовать продукт, если эту среду придется учитывать для того, чтобы гарантировать достоверность результата теста.

Эта часть ISO 9241 предоставляет также основу, на которой может строиться измерение юзабилити. Разработчики продукта могут выработать соответствующие показатели эффективности, экономичности и/или удовлетворенности (см. Приложение B).

6.6 Система Качества

Деятельность, описанная в п. 6.1-6.5 может служить основанием для задания, документирования и проверки юзабилити как части системы качества. Например, рис.2 иллюстрирует, как юзабилити может быть включена в систему качества, соответствующую ISO 9001.

6.7 Сравнительная оценка продуктов

Эта часть ISO 9241 может помочь структурировать сравнительные оценки юзабилити. Специалисты по оценке могут использовать эту часть ISO 9241, чтобы выделить те части контекста использования (пользователи, их задачи, и среда), которые должны быть приняты во внимание при проведении сравнительных оценок.

Примерами оценки юзабилити с целью сравнения продуктов (экрана дисплея или клавиатуры) могут служить сравнительные методы тестирования производительности пользователя в Приложениях частей 3 и 4 стандарта ISO 9241. Подобные методы тестирования, целью которых является предоставление альтернативного средства тестирования соответствия, позволяют производителю показать юзабилити нового продукта путем демонстрации того, что в заданном контексте использования, показатели юзабилити продукта по крайней мере также высоки как и показатели юзабилити продукта, для которого установлено, что его физические характеристики соответствуют требованиям стандарта.

Организация-заказчик может использовать руководство в этой части ISO 9241 в качестве помощи при выборе между уже имеющимися продуктами. Определив юзабилити требования с позиции предполагаемого контекста использования и планируемых показателей эффективности, экономичности и удовлетворенности, это руководство может использоваться для задания условий тестирования и критериев оценки. Условия тестирования должны воспроизводить характерные элементы всего контекста использования.

6.8 Использование с другими стандартами

Другие части ISO 9241, например, Часть 14, содержат рекомендации, которые применимы в определенных контекстах использования. Руководство этой части стандарта может быть использовано для задания структуры определения контекста использования, который влияет на принимаемые проектные решения. Приложение D содержит дополнительную информации о связи с частями ISO 9241 и другими стандартами.

7 Задание и измерение качества рабочей системы в использовании

7.1 Взаимосвязь с юзабилити

Показатели юзабилити применимы к продуктам, используемым в целой рабочей системе. Показатели эффективности, экономичности и удовлетворенности могут применяться для оценки того, как любой компонент рабочей системы влияет на качество работы системы в целом.

Если цель состоит в том, чтобы улучшить качество работы системы в целом, любая часть системы может быть предметом проектирования или оценки. Например, может быть необходимо рассмотрение объема проводимого обучения, изменения освещения, или реорганизации задачи. В этом случае элемент, для которого проводится оценка или проектирование, рассматривается как объект подверженный потенциальным изменениям, а другие элементы работчей системы рассматриваются как заданные.

7.2 Примеры применения

7.2.1 Проект законченной рабочей системы

При проектировании всей рабочей системы, ее качество в использовании может быть оптимизировано путем изменения элементов контекста, в которых используется продукт, например, принципов работы, освещая или объема проводимого обучения пользователя. В этом случае измерение эффективности, экономичности и удовлетворенности могут использоваться для задания или оценки эффекта от использования различных принципов работы, различных типов освещения или различного объема обучения пользователей.

7.2.2 Диагностическое измерение

В случае, когда качество работы системы признано неудовлетворительным, часто необходимо провести исследование вклада различных элементов контекста использования, а также взаимодействий между ними, для определения главных причин проблемы. Этот процесс может также использоваться для определения элементов, которые поддаются изменению, для того, чтобы произвести повышение качества рабочей системы в использовании. Действия по диагностике, касающаяся контекста использования, часто необходимый шаг в задании и оценке юзабилити продукта, поскольку они дают основания судить о том, может ли проблема быть решена перепроектированием продукта.

Приложение A. (информативное) Пример задания контекста использования

В таблице 1 [2,12] представлен пример представления контекста использования с позиции характеристик, которые могут быть связаны с юзабилити. Продукт, который будет использоваться, может быть описан под такими заголовками. Описание может быть задано либо в терминах соответствующих характеристик, либо путем перечисления определенных примеров. (Давая примеры конкретных состояний продукта, параметры которого могут изменяться, необходимо указать какие изменения начальных характеристик были проведены).

Повторяемые и проверяемые описания юзабилити, требуют таких измерений юзабилити, которые могут быть повторены в указанном контексте. Если измерение юзабилити не может быть проведено в условиях фактического использования, нужно будет решить, какие признаки существующего или планируемого контекста использования должны быть представлены в контексте, который планируется для проведения измерения. Поэтому важно, чтобы при задании или измерении юзабилити, выбранный контекст характеризовал наиболее важные элементы существующего или предполагаемого контекста использования. Особенное внимание следует уделить тем характеристикам, для которых определено, что они сильно влияют на юзабилити продукта.

Эту информацию следует включать в любой отчет по юзабилити.

Таблица 1 Пример свойств контекста использования

Пользователи

Цели

Среда

Личностные подробности

Цели

Организационная среда

Типы пользователей

Подцели

 

Основные и второстепенные пользователи

 

Структура

 

 

Часы работы

Навыки и знания

 

Совместная работа

Опыт работы с продуктом

 

Рабочие функции

Знания системы

 

Методы работы

Опыт выполнения задачи

 

Помощь

Опыт работы в структуре организации

 

Прерывания во время работе

Объем обучения

 

Структура управления

Умение и характеристики ввода информации

 

Структура коммуникации

Квалификация

 

Вознаграждение

Знание языков

 

 

Общие знания

 

Позиции и культура

 

 

Полтика использования компьютеров

Личностные характеристики

 

Организационные цели

Возраст

 

Рабочие отношения

Пол

 

 

Физические возможности

 

Структура работы

Физические ограничения

 

Гибкость работы

Интеллектуальные способности

 

Контроль за производительностью

Отношение, позиция

 

Обратная связь с производительностью

Мотивация

 

Темп

 

 

Независимость

 

 

Самостоятельность

Оборудование

Задачи

Техническая среда

Основные описания

Состав задачи

Конфигурация

Определение продукта

Название задачи

Аппаратного обеспечения

Описание продукта

Частота задачи

Программного обеспечения

Основные области применения

Продолжительность задачи

Связанные с работой материалы

Основные функции

Частота событий

 

 

Гибкость задачи

Физическая среда

Спецификации

Физические и умственные требования

 

Аппаратного обеспечения

Зависимости задачи

Условия рабочего места

Программного обеспечения

Результат задачи

Атмосферные условия

Материалов

Следствия совершения ошибки (риск)

Звуковая среда

Другие элементы

Температурная среда

 

 

Визуальная среда

 

 

Неустойчивость среды

 

 

 

 

 

Дизайн рабочего места

 

 

Пространство и мебель

 

 

Рабочая поза пользователя

 

 

Месторасположение

 

 

 

 

 

Безопасность рабочего места

 

 

Опасности для здоровья

 

 

Защитная одежда и оборудование

Приложение B (информативное) Примеры показателей юзабилити

B.1 Общая юзабилити

Чтобы задать или измерить юзабилити, для целей необходимы показатели эффективности, экономичности и удовлетворенности. Показатели юзабилити могут быть заданы для основных целей (например, создать письмо) или для более узких целей (например, выполнить поиск и замену). Отбор показателей юзабилити только для наиболее важных целей пользователя может означать игнорирование многих функций, но это, вероятно, наиболее практичный подход. Примеры показателей даются в таблице B.1.

Таблица B.1 Примеры показателей юзабилити

Цель юзабилити

Показатель эффективности

Показатель экономичности

Показатель удовлетворенности

Общая юзабилити

Процент достигнутых целей

Время необходимое на завершение задачи

Относительный показатель удовлетворенности

 

Процент пользователей, успешно завершивших задачу

Задачи, выполненные в единицу времени

Частота использования

 

Средняя точность завершенных задач

Финансовая стоимость выполнения задачи

Частота жалоб

B.2 Показатели для желательных свойств продукта

Для конкретных желательных свойств продукта, которые вносят вклад в юзабилити, могут понадобиться дополнительные показатели. Примеры некоторых таких свойств и дополнительных специализированных показателей даны в Таблице B.2. Кроме того, где это возможно, показатели, данные в таблице B.1 могут также использоваться в качестве целей юзабилити в таблице B.2.

 

Таблица B.2 Примеры показателей для желательных свойств изделия

Цель юзабилити

Показатель эффективности

Показатель экономичности

Показатель удовлетворенности

Приемлемость для обученных пользователей

Количество выполненных основных задач.
Процент задействованных функций связанных с задачей.

Относительная экономичность по сравнению с профессионалами

Градация удовлетворенности основными особенностями.

Приемлемость для использования впервые

Процент задач, успешно выполненных с первой попытки

Время, потраченное на первую попытку,
Относительная экономичность при первой попытке

Частота добровольного использования

Приемлемость для нечастого или нерегулярного использования

 

Время, потраченное на повторное обучение функциям;
Количество устойчивых, постоянных ошибок

Частота повторного использования

Минимизация требований поддержки

Количество отсылок к документации;
Количество звонков в службу поддержки;
Количество обращений за помощью

Продуктивное время,
Время на обучение критериям

 

Обучаемость

Количество выученных функций;
Процент пользователей, которые смогли обучиться до заданного уровня

Время на обучение критериям;
Время на повторное обучение критериям;
Относительная экономичность во время обучения

Градация простоты обучения

Устойчивость к ошибкам

Процент ошибок, исправленных или зафиксированных системой.
Количество ошибок допущенных пользователем.

Время, потраченное на исправлением ошибок

Градация работы с ошибками

Четкость

Процент слов, правильно прочитанных с нормальной дистанции

 

 

B.3 Выбор критериев юзабилити

Выбор значений критериев для показателей юзабилити зависит от требований к продукту и потребностей организации, устанавливающей критерии. Цели юзабилити могут относиться к основной цели (например, создать письмо), к второстепенным подцелям (например, поиск и замена) или вторичной цели (например, обучаемость или адаптируемость). Сосредоточение целей юзабилити на наиболее важных целях пользователя может означать игнорирование многих функций, но это, вероятно, наиболее практичный подход. Определение целей юзабилити для конкретных подцелей может позволить проводить оценку на более ранних этапах процесса разработки.

Может понадобиться определить критерии, как для минимально приемлемого уровня юзабилити, так и для требуемого уровня.

При задании значения критериев для группы пользователей, критерии могут быть заданы как средние (например, среднее время выполнения задачи не должно быть более 10 минут), индивидуальные (например, каждый пользователь может выполнить задачу за 10 минут), или для процента пользователей (например, 90% пользователей могут выполнить задачу за 10 минут).

B.4 Типы показателей

Показатели юзабилити должны основываться на данных отражающих результаты взаимодействия пользователей с продуктом или рабочей системой. Возможен сбор данных объективными средствами, такими, как измерением результатов работы, скорости работы или возникновения определенных событий. Данные также могут быть получены на основе субъективных реакций пользователей, выражающих чувства, мнения, отношения или предпочтения. Объективные показатели непосредственно показывают эффективность и экономичность, а субъективные показатели могут быть непосредственно связаны с удовлетворенностью.

Следует отметить, что можно получить данные, касающиеся каждого компонента юзабилити как на основе объективных, так и субъективных показателей. Например, удовлетворенность может также быть получена на основе объективных измерений поведения пользователей, а параметры эффективности и экономичности могут быть выведены из субъективных мнений выражаемых пользователями по поводу своей работы и ее результатов.

Надежность полученных данных предсказывающих уровень юзабилити, который будет достигнут при фактическом использовании продукта будет зависеть от того, насколько пользователи, задачи и контекст использования характерны для данной ситуации, а также от сути выбранных измерений. На одном конце шкалы – «полевые» измерения с использованием реальной рабочей ситуации в качестве основы оценки юзабилити продукта. На другом конце – измерение определенных сторон продукта в лабораторных условиях в которых характерные особенности контекста использования специально воссозданы. Преимущества использования лабораторного подхода в том, что он дает возможность осуществлять более полное управление переменными, которые, как предполагается, имеют значительное влияние на полученный уровень юзабилити, а также в том, что могут быть проведены более точные измерения. Недостаток его в том, что искусственная природа лабораторной среды может привести к неверным результатам.

Измерение может быть проведено в различных промежуточных точках между полевыми и лабораторными условиями в зависимости от вопросов, которые надо исследовать и от степени готовности продукта, который предоставляется для теста. Выбор среды и типа измерений для теста будут зависеть от целей проведения измерений и от их отношений с циклом проектирования.

B.5 Измерение эффективности и экономичности

B.5.1 Измерение эффективности

Эффективность определена как точность и полнота, с которой пользователи достигли поставленных целей.

Для измерения точность и полноты, необходимо дать эксплуатационное описание критериев успешного достижения цели. Оно может быть задано с позиции качества и количества результата работы, например заданием требуемого формата документов на выходе, а также количеством и длинной документов, которые необходимо обработать.

Точность может быть измерена степенью, в которой качество на выходе соответствует указанным критериям, а полнота как достигнутая часть заданного количества.

Если требуется только один показатель эффективности, можно объединить показатели точности и полноты. Например, полнота и точность могут быть рассчитаны в процентном отношении и перемножены, для получения процентной оценки эффективности [2,12]. В случаях, где нельзя обеспечивать точность в ущерб полноте, следует рассматривать независимо два показателя.

B.5.2 Измерение экономичности

Экономичность измеряется отношением уровня достигнутой эффективности к затраченным ресурсам. Экономичность времени может быть определена как соотношение показателя эффективности при достижении поставленной цели и времени, которое потребовалось для ее достижения. Оно дает абсолютный показатель временной экономичности в определенном контексте. Подобные вычисления можно сделать для экономичности в использовании умственных или физических усилий, материалов или финансовых затрат.

В.6 Измерение удовлетворенности

Удовлетворенность (определенная как комфорт и приемлемость использования) - субъективная реакция пользователей на взаимодействие с продуктом. Удовлетворенность может быть измерена субъективными или объективными показателями. Объективные показатели могут быть основаны на наблюдении за поведением пользователя (например, положением, движением тела, частотой переключения внимания) или могут быть основаны на слежении за физиологическими реакциями пользователя.

Субъективные показатели удовлетворенности получаются путем задания числовых значений для субъективно определенных пользователем реакций, отношений и мнений. Такой процесс задания числовых значений может быть проделан множеством способов, например, прося пользователя указать число соответствующее силе его чувств в любой определенных момент, прося дать оценку продукту, или используя шкалу отношений основанную на анкете.

Преимущества разработанных должным образом шкал отношений, в том, что их можно довольно быстро использовать, они имеют известную надежность и не требуют специальных навыков для использования. Анкеты отношений, разработанные с использованием психометрических методов, позволят определить количественные значения надежности и достоверности, а также не будут подвержены влиянию фальсификации, положительным или отрицательным отклонениям в ответах и фактору социальной приемлемости ответов. Они также позволяют сравнивать по установленным критериям полученные результаты с ответами, полученными в прошлом. Примерами таких анкет отношений являются QUIS [3,16] и SUMI [10,11].

B.7 Измерение когнитивной рабочей нагрузки

Рабочая нагрузка вызывается как физическими, так и умственными сторонами задачи. Физическая рабочая нагрузка это нагрузка, возникающая при движении, ходьбе, переносе чего-либо и т.п., а также в результате ограничения положения тела при работе. Деятельность, имеющая умственную природу (восприятие, обработка информации, размышление, и т.д.), вносит вклад в 'когнитивную рабочую нагрузку'. Конструкция аппаратных средств компьютера должна принимать во внимание физические требования, вызванные высокими темпами ввода информации и длительными периодами деятельности. Диалоги взаимодействия ставят когнитивные требования к человеку, которые, в некоторых обстоятельствах, могут оказывать существенный эффект на юзабилити программного продукта.

Измерение когнитивной рабочей нагрузки на пользователя возможно. Когнитивные усилия - один из ресурсов, расходуемый по отношению к точности и полноте, с которыми пользователи достигают целей и может, поэтому, составлять часть показателя экономичности. Однако, когнитивная рабочая нагрузка имеет особенность – недостаточная нагрузка, и перегрузка могут привести к понижению экономичности. Задачи, требующие слишком мало когнитивных усилий, могут вызвать скуку, снижение внимания, что непосредственно влияет на эффективность. В таком случае общая экономичность может быть повышена путем повышения требований к человеку. Чрезмерная когнитивная рабочая нагрузка также может привести к снижению эффективности, если она является причиной ошибок и потери информации. Это особенно важный вопрос в ситуациях, где важна безопасность, например, при управлении полетами и производственным процессом. Измерение когнитивной нагрузки может быть использовано для того, чтобы предусмотреть появление проблем такого типа.

Анкеты Субъективных Умственных Усилий (SMEQ) [19] и Индекс Нагрузки Задачи (TLX) [13] – два примера анкет, которые были утверждены для измерения умственного усилия и измерения восприятия рабочих требований. SMEQ - одноразмерный, в отличие от TLX, который различает шесть аспектов рабочих требований.

Приложение C. Пример спецификации юзабилити требований

Этот пример показывает, как может быть описана спецификация юзабилити требований, чтобы помочь команде разработчиков систематизированно учитывать вопросы юзабилити в процессе разработки. Спецификация юзабилити требований определяет предполагаемый контекст использования, а также задает показатели и значения для измерения эффективности, экономичности и удовлетворенности, которые должны быть достигнуты в процессе разработки продукта.

Спецификация основана на принципах учета характерных факторов описанных в этой части ISO 9241. Спецификация состоит из двух основных разделов, обеспечивающих минимальную необходимую информацию о контексте использования и показателях юзабилити (см. пункт 5.1.3). Формат спецификации близок к структуре пунктов 5.2 и 5.3 из этой части ISO 9241. Формат не является принципиальным и может быть адоптирован для конкретной задачи, если соответствующая информация предоставляется в достаточно точной форме.

Команда, участвующая в созданию такой спецификации юзабилити требований обычно включает специалиста по эргономике с опытом в юзабилити инженерии, и других профессионалов, например маркетологов, менеджеров проекта и разработчиков программного обеспечения.

[ Комментарии по содержанию спецификации даются курсивом.]

Наименование и предназначение продукта

[ Этот раздел определяет продукт и описывает его общее предназначение.]

Эта спецификация определяет юзабилити требования к профессиональному Видеотелефону - (VidiPro).

Цель VidiPro в повышении эффективности коммуникации путем сочетания голосовой и визуальной информации.

Контекст Использования

[ Этот раздел предоставляет информацию, следующую руководствам в пункте 5.2 этой части ISO 9241. Описаны аспекты контекста использования влияющие на юзабилити проекта, например:

Спецификация пользователей

Предполагается, что пользователи знакомы с наиболее общими функциями офисных телефонных систем. Поэтому, некоторые потенциальные пользователи должны будут получить эти знание прежде, чем они смогут успешно использовать VidiPro. Однако не требуется никаких умений или знаний касающихся видеотелефонии (знаний системы или опыт выполнения задач), и это явно указывается.

Спецификация среды

Упоминается доступ к розетке ISDN гнезду и розетке питания, поскольку без них VidiPro использоваться не может .

Спецификация оборудования

Перечислены необходимые компоненты VidiPro. Такое перечисление необходимо в случаях, когда оборудование состоит из элементов аппаратного и/или программного обеспечения, каждый из которых необходим для работы.

Спецификация задач

Такой продукт, как VidiPro может использоваться для многих целей. Однако, продукт предназначен для помощи пользователям в достижении определенных целей и это указано в данном пункте.
Указаны определенные задачи, где юзабилити VidiPro особенно важно, например, установка, звонок абоненту, программирование и использование дополнительных функций. При более детальном рассмотрении, как одно из условий юзабилити оценивается разборчивость и четкость экрана.]

Спецификация пользователей

VidiPro предназначен для использования любым человеком со следующими особенностями:

Параметр

Требование

Навыки и знания

 

Опыт работы с продуктом

Использование офисных телефонных систем с функциями «удерживать», «перенаправить» и «отменить вызов»

Знания системы

Не требуется

Опыт выполнения задач

Не требуется

Организационный опыт

Не требуется

Обученость

Не требуется

Клавиатура и навыки ввода

Использование телефонной клавиатуры

Квалификация

Не требуется

Лингвистические способности

Минимальный возраст 11 лет 1

Физические способности

 

Зрение

Нормальное (откорректированное) зрение измеренное стандартным тестом

Слух

Нормальные способности, измеренные стандартным тестом 2

Подвижность рук

Одна рука с нормальной подвижностью (VidPro может управляться одной рукой)

Замечания:
1 Для чтения помощи и другой информации на дисплее
2 Слух не требуется для работы с видео возможностями

Спецификация среды

Должны быть доступны следующие соединения:

  • телефонное гнездо ISDN
  • электропитание 230V + /- 5 %

Чтобы удовлетворять параметрам юзабилити, VidiPro должен использоваться в среде, которая соответствует эргономическим стандартам, в особенности:

  • ISO 9241, Часть 5, расположение Автоматизированного рабочего места и требования к рабочей позе человека
  • ISO 9241, Часть 6, требования к среде
Спецификация оборудования

Основными аппаратными элементами VidiPro являются: телефонный терминал ISDN, мультиплексор, система обработки видеоизображения, CCD камера и 20ти см. цветной дисплей.

Спецификация задач

 

Основная цель VidiPro состоит в том, чтобы позволить двум пользователям обмениваться голосовой и визуальной информацией об объектах, которые можно найти в офисной среде, например, рисунки, печатный текст и графика, карты, фотографии и модели.

Второстепенные цели VidiPro включают общую звуковую и видео связь в офисе, т.е. без просмотра объектов. VidiPro может также использоваться в другой среде (например, в доме) для предоставления дополнительных возможностей в общении.

Спецификация юзабилити требований применяется к следующим целям:

  • Установка: Подготовить VidiPro к использованию, т.е. к передаче и получению вызова, или к программированию.
  • Установка Видео вызова: Установить видео-вызов, чтобы был возможен обмен визуальной информацией.
  • Программирование: Изменить установки VidiPro по умолчанию или изменить хранимую в нем информацию.
    Пример задачи – установить параметры отмены вызова и ввести имя и номер абонента в память.
  • Полное использование: Общаться, используя голосовую и визуальную информацию в офисной среде, в течение длительного времени. Дополнительное юзабилити требование к желательному свойству продукта:
  • Четкость: читать сообщения системы и инструкции, появляющиеся на экране.

Спецификация измерений юзабилити в определенном контексте

[ Этот раздел описывает юзабилити цели, задачи и параметры продукта путем определения, как показателей, так и их значений для всех важных задач перечисленных выше. Для того, чтобы дать общее описание предполагаемого контекста использования, предоставляется дополнительная информация о характерном контексте для каждой задачи. Как сказано в руководстве в п. 5.3 данной части ISO 9241, для эффективности, экономичности и удовлетворенности должно быть проведено, по крайней мере, одно измерение и задано, по крайней мере, одно значение.

Конкретные выбранные измерения и заданные значения будут зависеть от установленных разработчиками приоритетов, выбранных с учетом потребностей и требований потенциальных клиентов. В приведенном примере значения для экономичности установки оборудования были заданы как завершение задачи установки в течение 10 минут. (Данная часть ISO 9241 не дает и не может дать руководство по выбору конкретных значений).

Следование, при составлении спецификаций, руководству данной части ISO 9241, проясняет для всех заинтересованных сторон то, каким способом и в каких условиях продукт будет пригодным к использованию, а также то, как проверить при проведении оценки достигнут ли требуемый уровень юзабилити].

Установка

 

 

Цель

сделать VidiPro работоспособным, то есть готовым к выполнению или принятию звонков, или к вводу программ.

Определенный контекст

Начинать работу с VidiPro находящимся в упаковке. Никакой дополнительной поддержки или инструментов не предоставляется. Пользователи выполняют задачу в первый раз.

Эффективность

Точность: Все элементы верно соединены друг с другом.

Полнота: VidiPro подсоединен к питанию и сети ISDN.

Экономичность

Установка должна быть выполнена пользователем в пределах 10 минут.

Удовлетворенность

Неудовлетворенность процессом установку должны высказать менее 10 % пользователей.

Установка Видео вызова (начальное использование)

Цель

Установить видео вызов, чтобы был возможен обмен визуальной информацией

Определенный контекст

Доступны стандартные электронное и бумажное руководство пользователя.
Пользователи выполняют задачу впервые.

Эффективность

Точность и полнота: Вызываемый абонент может видеть предметы (например, документ А4), находящиеся в поле зрения камеры.

Экономичность

Установка видео вызова должна занимать не более 2 минут.

Удовлетворенность

При установке видео вызова неудовлетворенность должны высказать менее 10 % пользователей.

Программирование
(начальное использование)

Цель

Изменить установки по умолчанию VidiPro или хранимую в нем информацию:
1) установить параметры отмены вызова
2) ввести имя и номер в справочник

Определенный контекст

Доступны стандартные электронное и бумажное руководство пользователя.
Пользователи могут выполнять задачу впервые.

Эффективность

Точность: При вводе информации не допущено ошибок.

Законченность: никакая информация предназначенная для ввода не упущена.

Экономичность

Отмена вызова должна быть запрограммирована в течение не более 2 минут

Новое имя и номер должны быть введены в справочник не более, чем за 3 минуты.

Удовлетворенность

При программировании, неудовлетворенность должны высказать менее 10 % пользователей.

Полное использование

Цель

В течение длительного времени поддерживать голосовое общение и обмениваться визуальной информацией о предметах, которые могут быть найдены в офисной среде.

Определенный контекст

Пользователи ранее применяли VidiPro, для обмена визуальной информацией по крайней мере 60 раз за период не менее месяца.

Эффективность

Точность: Соединений с неверными номерами должно быть менее 2 %.

Полнота: По крайней мере 95 % предполагаемых звонков заканчивались успешно.

Экономичность

В среднем, на установление видео соединения должно уходить не более 30 секунд.

Удовлетворенность

По крайней мере 90 % пользователей предпочитают VidiPro, а не альтернативное оборудование, например, телефон плюс факс.

Четкость

Цель

читать сообщения системы и инструкции, появляющиеся на экране.

Определенный контекст

Диапазон освещения от 50 до 5000 люкс.

Эффективность

Точность: По крайней мере 98 % слов, используемых в сообщениях системы и инструкциях могут быть верно прочитаны на нормальном расстоянии.

Приложение D. Связи с другими стандартами

D.1 Определение юзабилити в ISO 9126

Термин юзабилити часто используется для обозначения способности продукта быть легко используемым. Этот взгляд согласуется с определением юзабилити как качества программного обеспечения в ISO/IEC 9126:
"набор свойств программного обеспечения, которые связаны с усилием требуемым для использования и с индивидуальной оценкой такого использования определенной или подразумеваемой группой пользователей ".

При этом, свойства которыми продукт должен обладать для достижения высокого уровня юзабилити зависят от особенностей пользователя, задачи и среды. Для продукта не существует внутренней юзабилити, есть только способность быть используемым в определенном контексте. Юзабилити нельзя оценить, исследуя продукт изолированно, вне контекста.

Поэтому есть три возможных пути, которыми может быть оценена юзабилити.

1. Путем анализа продукта и контекста использования.

Юзабилити может быть измерено путем оценки свойств продукта необходимых для достижения высокого уровня юзабилити в определенном контексте. Такие свойства описываются в других частях ISO 9241. Однако ISO 9241 дает только часть руководства. Из множества возможных проектных решений совместимых с ISO 9241, одни более пригодны к использованию, чем другие.

2. Путем анализа процесса взаимодействия.

Юзабилити может быть измерено путем моделирования взаимодействия между пользователем, выполняющим задачу, и продуктом. Однако, современные аналитические методы не дают точных оценок юзабилити. Поскольку взаимодействие, это динамический процесс, протекающий в сознании человека, он не может быть исследован непосредственно. Однако измерения умственных усилий и субъективного отношения являются важными косвенными показателями характеристик вносящих вклад в юзабилити.

3. Путем анализа эффективности, экономичности при использовании продукта в определенном контексте и измерения удовлетворенности пользователей продукта. Поскольку это непосредственные показатели юзабилити, они являются конечным тестом на юзабилити. Если продукт более пригоден к использованию в определенном контексте, показатели юзабилити будут выше.

Следует отметить, что по определению в данной части ISO 9241, юзабилити зависит также от характеристик программного обеспечения, которые отличаются от тех, что перечислены в определении юзабилити в ISO 9126, это, например, функциональность, надежность и экономичность компьютерной системы. Все эти характеристики программного обеспечения вносят вклад в качество рабочей системы в использовании.

Юзабилити определенная в терминах качества рабочей системы в использовании обязательно будет зависеть от всех факторов, которые могут повлиять на использование продукта в реальном мире, включая организационные факторы, такие как методы работы, расположение или внешний вид продукта, а также включая индивидуальные различия между пользователями, возникшие, кроме прочего, благодаря культурным особенностями или предубеждениям. Этот широкий подход имеет то преимущество, что он рассматривает реальные задачи проектирования продукта, которые удовлетворяют потребности реальных пользователей выполняющих реальные задачи в реальной технической, физической и организационной среде. Этот подход соответствует особенностям ISO 9241 описанным в ISO 9241-11.

D.2 Использование вместе с другими частями ISO 9241

D.2.1 Отношение контекста использования к юзабилити

Для изменения юзабилити продукта, воздействию может подвергаться любой элемент контекста использования (пользователь, оборудование, задача или среда). Может быть улучшен пользовательский интерфейс путем согласования его с принципами эффективного диалога (например, ISO 9241 части 10 и 12-17). Кроме этого, может быть улучшено соответствие между пользователем и остальным контекстом использования путем таких мер, как отбор и обучение. Может быть верно спроектирована задача (например, ISO 9241 часть 2). Могут быть улучшены такие элементы рабочей среды, как освещение, шум, дизайн рабочего места (например, ISO 9241 части 3-9). Однако при измерении юзабилити продукта, рассматривается оптимизация продукта для данного контекста.

Перед тем, как разрабатывать соответствующие характеристики юзабилити, следуя руководствам и требованиям ISO 9241 в частях 10 и 12-17, разработчику программного обеспечения потребуется определить вовлеченных пользователей, задачи и среду, используя данную часть ISO 924. Однако само по себе это не будет гарантировать, что продукт достигнет требуемого уровня юзабилити, поскольку ISO 9241 не предоставляет исчерпывающего описания применения основных принципов делающих продукт пригодным к использованию.

D.2.2 Использование вместе с ISO 9241-10: Принципы Диалога

D.2.2.1 Характерность контекста использования

Способ, которым каждый принцип диалога в ISO 9241-10 следует применять при проектировании или оценки изделия, будет зависеть от контекста использования. Перед применением принципов диалога в проектировании или оценке необходимо определить характерные особенности предполагаемых пользователей, задач и среды. Хотя для каждого принципа диалога следует рассматривать все элементы контекста использования, именно «пригодность для задачи» поднимает вопросы проектирования, которые очень тесно связаны с особенностями задачи. Применяя этот принцип, особенное внимание следует обратить на те задачи, которые потребуется выполнять заданным пользователям для достижения целей организации. «Пригодность для обучения», «пригодность для индивидуализации» и «соответствие ожиданиям пользователя» имеют отношение к вопросам проектирования, которые тесно взаимосвязаны с особенностями пользователей. Применяя эти принципы, особенное внимание следует уделить потребностям различных типов предполагаемых пользователей, выполняющих данные задачи в определенных ситуациях.

D.2.2.2 Пригодность для обучения и индивидуализации

Принцип диалога "пригодность для обучения" связан с характеристиками продукта способствующими обучению. Фактическая обучаемость в определенном контексте может быть измерена путем сравнения юзабилити продукта с течением времени для одного пользователя или сравнением юзабилити продукта для опытного и неопытного пользователя.

Принцип диалога "пригодность для индивидуализации" связан с характеристиками продукта способствующими приспособлению к потребностям пользователя в данной задаче. Фактическая гибкость в использовании различными пользователями для разных задач может быть оценена путем измерения юзабилити в нескольких различных контекстах.

D.2.2.3 Использование принципов диалога в качестве целей юзабилити

Принципы диалога описаны в терминах характеристик программного обеспечения. Некоторые принципы связаны с целями юзабилити и являются желаемыми свойствами продукта, например, возможность достижения с помощью продукта цели, устойчивость к ошибкам или обучаемость (см. Приложение B).

Приложение Е Ссылки и библиография

[1] Bevan N (1995) Measuring usability as quality of use. Journal of Software Quality.

[2] Bevan N and Macleod M (1994) Usability measurement in context. Behaviour and Information Technology, 13, 132-145.

[3] Chin,J.P., Diehl,V.A., and Norman,K.L.(1988). Development of an instrument measuring user satisfaction of the human-computer interface. Proc. ACM CHI'88 Conf. (Washington, DC 15-19 May), 213-218.

[4] Dumas S D and Redish J C (1994) A practical guide to usability testing. Ablex Publishing Corporation.

[5] ETSI (1991) Guide for usability evaluations. ETSI/TC-HF(91)4.

[6] Houwing E.M., Wiethoff M., and Arnold A.G. (1993). Introduction to cognitive workload measurement. Delft University of Technology, Laboratory for Work & Interaction Technology (WIT Lab).

[7] ISO/IEC 9001: Quality systems - Model for quality assurance in design/development, production, installation and servicing

[8] ISO/IEC 9126 Software Product Evaluation - Quality Characteristics and Guidelines for the User.

[9] Johnson P J (1992) Human Computer Interaction: psychology, task analysis and software engineering. McGraw Hill.

[10] Kirakowski J & Corbett M, 1993, SUMI: the software Usability Measurement
Inventory, BJEdTech 24.3 210-214

[11] Kirakowski J (in press) The software usability measurement inventory: background and usage. In: P Jordan, B Thomas, & B Weerdmeester, Usability Evaluation in Industry. Taylor & Frances, UK.

[12] Macleod M, Thomas C, Dillon A, Maissel J, Rengger R., Maguire M, Sweeney M, Corcoran R. and Bevan N. (1993) Usability Context Analysis handbook, Version 3. National Physical Laboratory, Teddington, UK.

[13] Nasa-Ames Research Center, Human Performance Group (1986) Collecting NASA Workload Ratings: A Paper-and-Pencil Package. Moffet Field, CA: NASA-Ames Research Center

[14] Nielsen J (1993) Usability Engineering. Academic Press

[15] Rengger R, Macleod M, Bowden R, Drynan A and Blaney M. (1993) MUSiC Performance Measurement Handbook. National Physical Laboratory, DITC, Teddington, UK.

[16]Shneiderman, B (1992) Designing the User Interface. Strategies for Effective Human-Computer Interaction, Reading, MA: Addison-Wesley

[17] Stammers R B, Carey M S, Astley J A (1990) Task Analysis. In: Evaluation of Human Work - A practical ergonomics methodology, Wilson J R and Corlette E N, (eds), pps 134-160. Taylor and Francis.

[18] Whiteside J, Bennett J, Holzblatt K (1988) Usability engineering: our experience and evolution. In: Handbook of Human-Computer Interaction, Helander M (ed). Elsevier.

[19] Zijlstra, F.R.H. (1993) Efficiency in Work Behaviour: a Design Approach for Modern Tools. Delft: Delft University Press.

© 2009. IT-GOST.RU – оформление проектной документации (ГОСТ 34, 19, СТ РК, ИСО). Все права защищены.
Дизайн и разработка сайта Kasimoff.ru
Реклама:
Топ 10 ошибок в юзабилити интернет магазинов. . www.expertpartner.ru Пожарная сигнализация - установка и обслуживание в Петербурге